Национализм — первая стадия к нацизму, в отличие от патриотизма, заявил Путин.
Вообще-то говоря, здесь всё не так. Президент заблудился в двух соснах.
Национализм - это идеология строительства национального государства. И более ничего. Она возникает на этапе перехода от традиционного к индустриальному обществу, так как для сословного общества национальное государство попросту невозможно. Нация возникает только в городском индустриальном обществе и никак иначе. За его пределами это понятие верифицировать невозможно.
Патриотизм - это вообще не идеология, это по определению самого термина любовь к отечеству. При этом само понятие отечества может носить весьма широкий характер и иметь для разных людей разное содержание. Что и не дает возможность называть патриотизм идеологией. Это этическая категория, но точно не идеология. В России понятие отечества подменяют понятием государства, поэтому под патриотизмом понимают крайне примитивную лояльность действующей власти. Что, конечно, ни малейшего отношения к патриотизму не имеет и иметь не может.
Сравнивать очень узкую идеологию с этической категорией - это как пытаться сравнивать холодное и соленое.
А уж приплетать к этому всему нацизм - тут совсем с логикой сложно. Национализм не имеет отношения к нацизму никаким боком, так как сама по себе идеология национализма не предполагает своего существования за пределами процесса строительства национального государства. Построили - и привет, национализм перестает работать, на его месте возникают идеи и идеологии разных проектов развития национального государства. В том числе это может быть и нацизм - если сложились условия, то почему нет? Но одно не вытекает из другого. Неизбежности перехода к нацизму нет. Национальное государство не обязательно сворачивает на этот путь, который, кстати, всегда ведет к его краху.
В общем, примитивное толкование российского президента этих весьма непростых категорий говорит либо о его весьма примитивном интеллекте, либо о сознательном манипулировании этими несовместимыми понятиями.
! Орфография и стилистика автора сохранены